Просветительские теории

Страх перед будущим в современном мире: Страхи в социальной жизни и их отражение в мифе, религии и философии Страх ожидания негативных событий и процессов, которые оцениваются людьми как вероятные непосредственно для них или для их потомков, играл важную и в некоторых случаях даже решающую роль в жизни личности и общества. Тревога перед неизвестным и необъясненным глубоко внедрена в человеческое мышление, вероятно, на генетическом уровне. Неудивительно, что некоторые мыслители полагали этот аспект человеческого существования одним из наиболее важных в человеческой жизни. Несколько иначе сходную мысль выразил Альберт Камю: Источники страхов Люди получают свои страхи из двух главных источников: В древности источником первичной информации был опыт индивидуума и его рода, обычно нескольких десятков человеков, которые находились в кровнородственных отношениях и знали друг друга лично.

Происхождение религии

Концепции возникновения религии Божественное начало Самые первые попытки этиологии объяснения культуры в истории человечества имели теологический характер, то есть, все человеческие открытия и изобретения рассматривались как дар божий. Заблуждения человека В античности возникли первые концепции, объясняющие происхождение религии. По данной версии роль религиозных воззрений заключается в том, чтобы освободить человека от ужаса, дать ему ощущение стабильности и непрерывности жизни.

Подтверждением может служить наличие в каждой религии включая самые древние сотериологических учений, обещающих вечное спасение, дарующих надежду на вечную жизнь, тем самым компенсирующих ужас перед смертью. Феноменология религии, в частности Р. Однако, воплощая идеи в культурной деятельности, человек создает лишь слабое подобие идеального мира.

Концепция смерти есть у каждого из нас. В течение жизни ее формируют семья, культура, религия, которую мы исповедуем, и личные.

Истоки изучения религии Объектом изучения со стороны представителей философского знания религия стала очень рано, причем первенство в исследовании религиозных явлений следует отдать древнегреческим философам и ученым. Уже одно это положение свидетельствовало о том, что в античном обществе был осуществлен переход от религиозной культуры к культуре светской, что вообще дало возможность беспристрастного изучения самого феномена религии во всем многообразии его проявлений.

Конечно, на афинских улицах по-прежнему продолжали возвышаться статуи богов, не переставали приноситься праздничные и поминальные жертвы, полководцы регулярно спрашивали совета оракулов перед значимыми битвами, но в среде античных мыслителей религия постепенно становится предметом пристального исследования. Кроме того, именно Платон совершил поступок, за который его ближайшие предшественники могли поплатиться жизнью: Средневековая теология воспринимала религию как откровение, которое дано людям от Бога в качестве единственного средства спасения и искупления первородного греха.

Средством постижения этого откровения у средневекового философа и писателя Пьера Абеляра — стала не слепая вера, а разум:

От Шлейер- махера идет развитая многими его последователями тенденция рассматривать религию как индивидуально-психологический феномен, как определенное состояние человеческого сознания, человеческих переживаний. Он писал в этой связи: Идеи Шлейермахера впоследствии были развиты не только либеральной протестантской теологией А. Гар- нак , но и рядом буржуазных философов, принадлежащих к различным школам и направлениям субъективного идеализма. Так, датский философ и психолог Г.

Мысли о тесной взаимосвязи между религией и страхом, числе страхом смерти, ли религия помогает справиться со страхом смерти, сотрудники В основу концепции нового ресурса были положены две.

Объективно-идеалистическая концепция в том или ином варианте — философская основа всякой теологии. Поэтому именно она господствует в теологической и религиозно-философской литературе. Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: Бога, Абсолюта, вообще — трансцендентного. В том же духе пишет и современный американский философ Уолтер Стэйс: Таким образом, представители объективно-идеалистической концепции выводят сущность религии из наличия в мире внеприродного Высшего Начала Абсолюта, Бога и т.

Отсюда и возникновение религии, которая развивается параллельно с духовным развитием человечества, от самых примитивных, до современных ее форм. Постулирование сверхъестественного источника религии сводит вопрос о существовании и сущности религии к вопросу о существовании и сущности Бога. В христианской теологии и религиозной философии в обосновании бытия Бога существуют две тенденции: Теологи-томисты последователи ученья Фомы Аквинского, составляющие подавляющее большинство среди представителей католицизма и большинство религиозных философов ратуют за использование в обосновании бытия Бога человеческого разума.

История и теория религий: конспект лекций

Психология религии С одной стороны, с этим трудно не согласиться — понимание тех религиозных явлений, которые связаны с внутренним миром человека, возможно прежде всего в рамках психологического исследования. С другой стороны, такое понимание никак нельзя признать универсальным — представитель, например, бихевиористского направления в психологии занял бы прямо противоположную позицию, заявив, что так называемая внутренняя сторо на религиозности не может и не должна изучаться вообще, а настоящий предмет исследования может составить только религиозное поведение в его соотношении со средой, в которой оно формируется.

Такую точку зрения разделили бы последователи И. Мак-Даугалла или представители структуралистской школы.

Слово"религия" (religio) - латинского происхождения; в древнем Риме оно набожность, мнительность, благочестие, вера, страх, суеверие, долг, .. видим, что или иной конкретной философской концепции, как правило, .

Но далее неизбежно встает вопрос: А как тогда быть с миллионами вольнодумцев и атеистов? Фейербах не абсолютизировал роль отрицательных переживаний в формировании религиозных верований. Однако необходимо отдать должное стремлению немецкого философа выйти за узкие рамки страха при объяснении психологических истоков религии. Таким образом, можно с полным правом утверждать, что Л. Речь идет о решении двух задач: Гносеологический подход — это подход с точки зрения теории познания.

Также на формирование религиозности влияет понятие психического настроя личности, выдвинутое Б. Константный настрой обычно связан с определенным социальным типом личности. Все эти факторы, несомненно, оказывают существенное влияние на личность в момент ее мировоззренческого и морального кризиса. Вторая важнейшая методологическая проблема — это проблема соотношения психологических и социальных корней религии.

Это религиозно-идеалистическое решение проблемы. Индивидуальная религиозность определяется внутренней психологической или биологической потребностью отдельного индивида в вере.

Происхождение религии (+ВИДЕО)

Согласно марксизму, главной причиной существования религии является стихийность общественного развития, когда люди не в состоянии сознательно управлять общественными отношениями. Кроме социальных корней религии, марксизм рассматривает гносеологические и психологические ее корни. Возникновение религии связано не только с особенностями человеческого познания, но и с особенностями человеческих эмоций, в этой связи и ведут речь о психологических корнях религии.

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ. совокупность религ. убеждений и практик, тогда как все специальные концепции отдельных положительных религий . к-рое коренится в чувстве страха, неуверенности и надежде.

Атеистическая концепция религии Атеистическая концепция религии свое наиболее последовательное, законченное развитие получила в марксизме. Марксизм ищет истоки религии в общественно-экономических формациях, порождающих у людей потребность в религии. Какие же внешние силы имеются в виду? Прежде всего это силы природы, которыми человек не смог практически овладеть и которые оказывают на его жизнь разрушительное воздействие.

Однако сами по себе природные факторы религию не порождали. Она возникла как результат неспособности людей овладеть природными силами, что было обусловлено низким уровнем развития материального производства. Следовательно, корни религии всегда носили социальный характер. Согласно марксизму, главной причиной существования религии является стихийность общественного развития, когда люди не в состоянии сознательно управлять общественными отношениями.

Кроме социальных корней религии, марксизм рассматривает гносеологические и психологические ее корни.

Психология духовности, веры и религии

Термин апологетика образован от слова апология — защита. Христианская апологетика — это защита христианского учения от различных агрессивных и неагрессивных выступлений нашего мира. Апологетика выполняет частные задачи. Это ответы на вызовы нашего секулярного атеистического мира.

Такова социальная, или моральная, концепция бога. Уже в священном писании можно проследить превращение религии страха в моральную религию.

Религия в структуре общественного сознания Люди и группы людей различаются множеством разнородных признаков. Одни из них заложены в человеке генетически: Другие признаки обусловлены социально — например, гражданство, образование, профессия, социальный и имущественный статус, конфессиональная принадлежность. В кругу названных измерений человека и социума особое место занимают три признака: Это форма общественного сознания наряду с обыденным, или массовым, сознанием, языком, моралью и правом, искусством, наукой, философией, идеологией , т.

Самые существенные черты в содержании религии могут быть охарактеризованы в терминах семиотики. В разнообразных, внутренне сложных и пестрых объектах, с множеством разноплановых черт, свойств, характеристик, семиотика позволяет выделить главное и существенное. Познавательная ценность семиотического подхода состоит в следующем: Теоретическое религиоведение включает философские, социологические и психологические проблемы изучения религии.

Объективно-идеалистическая концепции В современном религиоведении можно выделить четыре основные концепции, объясняющие сущность и происхождение религии: Объективно-идеалистическая концепция Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: Бога, Абсолюта, вообще — трансцендентного. Постулирование сверхъестественного источника религии сводит вопрос о существовании и сущности религии к вопросу о существовании и сущности Бога.

Сергей ДАНИЛОВ - Что такое СТРАХ? Как использует СТРАХ Библейская концепция?

Жизнь вне страха не только возможна, а совершенно реальна! Узнай как можно стать бесстрашным, нажми здесь!